Вы здесь

Back to top

Вопросы развития образовательной робототехники обсудили в Новосибирске

24 сентября на базе Городского центра информатизации «Эгида» прошёл круглый стол «Робототехника в Новосибирске».

Как должны формироваться городские соревнования по робототехнике, какие номинации должны быть в них представлены; регламент и структуру подготовки ребят к «спортивным» мероприятиям; обучение и поощрение педагогов; преемственность соревнований различного уровня; усовершенствование и повышение эффективности работы – эти и другие вопросы обсудили участники встречи.

Модератором круглого стола выступила Ирина Валентиновна Гудзева, заместитель начальника организационно-кадровой работы Главного управления образования мэрии города Новосибирска.

Формы обучения робототехнике остаются прежними – это внеурочная деятельность, а также кружки, клубы. При этом сегодня в городе уже сформирована определенная система соревнований, отмечают специалисты.

В прошлом учебном году в Новосибирске были проведены такие мероприятия как «Открытая региональная научно-практическая конференция развития специализированного инженерно-технического образования в современной школе», в рамках которой обсуждались проблемы и возможности образовательной робототехники в контексте инженерного образования. Среди организаторов – инженерный лицей НГТУ и НГПУ. Первые окружные соревнования по робототехнике прошли на базе гимназии №1. Районный фестиваль по робототехнике состоялся при поддержке депутатского корпуса на базе лицея № 176 Кировского района. Региональный фестиваль по робототехнике был организован Новосибирским государственным педагогическим университетом. Фестиваль инженерного творчества и робототехники Engeneration, организованный «Лигой роботов» http://ligarobotov.ru/, стал своеобразным отборочным туром на соревнования федерального уровня в Казани. Об этом рассказала заместитель начальника организационно-кадровой работы Главного управления образования мэрии города Новосибирска Ирина Валентиновна Гудзева.

«Эмоциональную закалку, психологический опыт ребёнок может получить только, участвуя в соревнованиях», – отметила Ирина Валентиновна.

Важным событием городского масштаба стала летняя профильная смена по робототехникеhttp://robot.nios.ru/. О ней рассказал один из её организаторов Вячеслав Викторович Гергерт, педагог дополнительного образования лаборатории электроники и робототехники МБОУ лицей № 159: «В этом году смена достаточно сильно отличалась от предыдущей. Каждый год мы ищем ту форму, которая была бы наиболее интересна для детей. Предыдущая смена проходила в формате, близком к соревнованию. В этом году центральным мероприятием смены стала «робоэстафета» – мы придумали новый формат работы, где бы дети были заняты не только конструированием роботов и программированием, но и физической активностью, где бы ребята могли побегать поразгадывать загадки, покричать; такая групповая командная работа – чего очень не хватает детям, которые занимаются робототехникой. Нужно уделять внимание их социализации, сплочению, физической активности».

Готовиться к летней смене необходимо уже сейчас, говорят эксперты, в свою очередь решая организационные задачи – а именно, формируя способы отбора участников, правила отбора и наиболее удачный формат соревнований.

В связи с обсуждением внедрения робототехники в контекст технологического образования, Вячеслав Викторович затронул вопрос места спортивной робототехники в школе: «Спортивная робототехника – важный элемент, но не основной раздел образовательной робототехники. Образовательная робототехника – это массовое мероприятие, в котором не все дети могут принять участие в качестве «спортсменов», поэтому необходимо разрабатывать две параллельных концепции развития, в которых есть место робототехнике для всех ребят – тех, кто станет в будущем художником, бухгалтером – и для тех, кто в будущем станет инженером, «мехатронщиком», пойдёт в НГТУ и другие вузы. Для повышения результативности нужна некая система мероприятий», – отметил Вячеслав Гергерт.

О турнире юных инженеров-исследователей в структуре мероприятий по развитию образовательной робототехники рассказал Сергей Владимирович Якушкин, заведующий лабораторией инженерного конструирования и робототехники СУНЦ НГУ.

О грядущих Городских молодёжных соревнованиях по робототехнике рассказала Ирина Николаевна Яковина, к.т.н., доцент кафедры вычислительной техники, руководитель Студенческого конструкторского бюро «Робототехника и искусственный интеллект» НГТУ.

В этом году планируется изменить площадку соревнований – теперь они будут проводиться в стенах 7 корпуса Новосибирского государственного технического университета, где расположен факультет АВТФ. В течение двух дней здесь будут организованы экскурсии для всех гостей и семинары для педагогов. Основной информационной площадкой станет сайт лицея университета.

Изменится и содержание соревнований. «В этот раз фокус в соревновательных направлениях мы делаем на решение задач, которые содержательным образом привязаны к автоматизации, промышленной робототехнике, чтобы при решении задач у детей формировалась предметная привязка. Педагогам также придётся вспомнить не только конструирование, программирование, но и о физике, и о каких-то законах механики».

Соревнования пройдут 11 и 12 декабря, прием заявок – до 1 декабря.

Как отмечают эксперты, сегодня робототехника хорошо вписывается в тенденции инженерного образования и всё больше находит своё практическое применение. «Событием прошлого года стало открытие на базе НГТУ новой специализации – «мехатроника и робототехника», набрана первая группа. В перспективе планируется введение «образовательной робототехники» в школы в качестве обязательной дисциплины», – сообщила Ирина Валентиновна Гудзева. А пока специалисты продолжают свою работу в рамках существующих возможностей.