Автор: Минина Надежда Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара, в прошлом преподаватель Самарского педагогического университета, преподаватель СИПКРО (Самарский институт повышения квалификации работников образования). В настоящее время в детском саду возглавляет работу ПМПК.
— Для подготовки к соревнованиям крайне важно правильно настроиться эмоционально и ментально. Не стоит сильно переживать перед стартом за конечный результат. Надо постараться нацелиться на получение удовольствия от самого процесса. Считается, что в жизни интересен не момент достижения цели, а проделанный до нее путь. Понимая это, можно отбросить лишние эмоции и просто делать свое дело.
Пешка перешла через все поле – уворачиваясь
от коней и слонов, пробираясь между башен,
обходя ферзя. Было трудно, но перешла.
Стоит на последней клетке, утирает пот со лба.
Ей голос с неба: — Поздравляем! Теперь Вы можете, наконец, стать ферзем! — Не хочу. — Ваше право. Вы можете выбирать. Офицером хотите? — Нет, не хочу. — Конем? — Еще чего! — А кем тогда? — Пешкой хочу. — Но почему? — Да так… нравится мне. — Но зачем же тогда надо было идти через все поле, рисковать?! — Да вот решила проверить, смогу ли. Смогла. |
ПРИТЧА/СКАЗКА Петр Мордкович(5) |
Участие в конкурсах и фестивалях является значимым событием для каждого ребенка, но в силу небольшого опыта и особенностей детской психики дошкольник может испытывать стресс перед выступлением. Этот вид стресса можно отнести к «сценическому стрессу»(7), в основе которого лежит сверхперевозбуждение.
Стресс – это совокупность адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов – стрессоров, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма(3).
К стрессовым ситуациям относятся те ситуации, которые представляют резкое изменение окружающей обстановки и приводят к психическим и эмоциональным потрясениям.
Таким образом, стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или, просто, на монотонную суету. В небольших количествах стресс нужен всем, так как при стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заключается в том, что заставляет организм перестраиваться в соответствии с произошедшими переменами и выживать(3).
Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение(1). Полностью уберечь ребенка от всех трудностей нельзя, но можно научить его правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.
Г. Селье(5) выделяет несколько типов реакции на стресс:
- Напряженный тип – характеризуется тем, что в стрессовых ситуациях ребенок испытывает скованность, он кусает губы, сжимает кулаки. Но может проявлять импульсивность и напряженность.
- Трусливый тип – испытывает сильное чувство страха, доходящее до состояния паники. Он стремится спрятаться, «уйти в себя», чтобы его никто не видел, и сам видеть ничего не хочет, поэтому закрывает глаза и затаивает дыхание.
- Тормозной тип – ребенок находится в ситуации «замедленной съемки», то есть проявляется заторможенность действий.
- Агрессивный тип – проявляет агрессию, нападая на всех и на все, теряя контроль над собой.
- Прогрессивный тип – в стрессе проявляется сверхактивность и улучшаются показатели деятельности, так как стресс становится активизирующим толчком.
Симптомами сценического стресса у детей являются раздражительность, тревожность, повышенная агрессивность, слабая концентрация внимания(2).
Необходимо помочь ребенку справиться со стрессом:
- Дать выход эмоциям.
- Решать проблему вместе.
- Компенсировать эмоциональные нагрузки — ввести умеренную физическую нагрузку.
- Привить ребенку уверенность в себе – поддержка и вера в ребенка.
- Научить расслабляться.
Чувство тревоги «живет» на шее ниже затылка. Можно научиться его снимать. Это можно сделать при помощи растяжки – руки сложить за спиной «замком», потянуть их, напрягая спину, расслабить мышцы и расцепить руки. Можно использовать потягивание – сложить руки «замком» перед собой и хорошенько потянуться. Универсальным упражнением является улыбка. Улыбнулись и удержали улыбку 10-15 секунд. За это время улыбка передала нервные импульсы в эмоциональный центр мозга и результатом будет радость или расслабление.
Детям дошкольного возраста трудно выразить свои чувства словами и часто ребенок остается один на один со своими эмоциями. Перед взрослыми стоит задача – научить ребенка распознавать разницу между чувствами и поступками и научить способам, помогающим ему взять себя в руки(4).
К таким способам относятся стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:
- хлопки (ладонями, кулаками),
- самомассаж головы,
- самомассаж ушных раковин,
- массаж и самомассаж кистей и пальцев, разнообразные виды ходьбы: на носочках, на пяточках, «как медведи», «как уточки», с закрытыми глазами.
Данные упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и успокаивают, уравновешивают психику ребенка.
- «Колечко» — Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
- «Мытье головы» — Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении:
- от лба к макушке;
- от лба до затылка;
- от ушей к шее.
- «Умные ушки» — Ушки потягивать в трех направлениях: вверх, вниз, к затылку. Упражнение повторять не менее 3-5 раз.
- «Домики» — Сложить пальцы домиком перед грудью и надавливать поочередно на пальчики.
- «Воздушный шарик» — Представили, что держим в руках воздушный шарик. Который надо надуть: вдох делаем через нос, а выдох – ртом. Повторяем 6-10 раз.
- «Сорока-ворона» — упражнение выполняется в парах. Дети проговаривают слова и по очереди массируют пальчики друг другу, начиная с большого пальца. В конце потешки поглаживают друг другу ладошки.
Сорока-ворона кашку варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, А самому маленькому – Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила. |
Необходимо помнить, что дети дошкольного возраста эмоциональны. Это проявляется в том, что дошкольники «живут» на эмоциональной волне взрослых людей, которые в данный момент находятся рядом с ними. Педагоги должны, в-первую очередь успокоить и настроить себя на организованную работу. В этом может помочь техника успокаивающего дыхания (Выдох длиннее вдоха):
- Полностью выдохните воздух из легких, так, чтобы получился свистящий звук.
- Закройте рот и спокойно вдохните через нос, считая до четырех.
- Задержите дыхание и досчитайте до семи.
- Полностью выдохните воздух через рот, считая до восьми.
- Повторите упражнение еще три раза.
Упражнение простое и занимает минимальное количество времени, не требует создания специальных условий. А далее можно использовать активизирующее дыхание (вдох глубже выдоха). Его цель — увеличить жизненную энергию и сделать сознание более активным: медленный глубокий вдох и быстрый выдох.
Литература:
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1994
- Исаев Д.И. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматические расстройства у детей. Речь. 2005
- Кавасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб,1999
- Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М., 1989
- Мордкович П. bessonova.msk.ru›pritchi/ostroumnye_pritchi_26.htm
- Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982
- Федорова А.Г. К вопросу о преодолении сценического стресса. lib.vkarp.com>2010/11/25 a-r